Согласована Утверждена
На заседании Управляющего Совета решением педсовета
«___»_______________2010т года «__»___________2010 года
Председатель_________Рыбальченко Д.Ю. протокол №___
Председатель_________
В.П.Павлюкова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 14
Кущевского района Краснодарского края
1.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЫ
В своем развитии школа ориентируется на следующие приоритетные ценности:
- обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных ( возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и др.) особен-
ностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка;
- патриотизм;
- жизнь в согласии с собой и окружающими людьми;
- семья, здоровье, образование и труд, как основа жизнедеятельности.
- деятельность школы уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем на таких ценностях, как:
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;
- психологический комфорт для всех субъектов педагогического процесса;
- самоорганизация детского коллектива и коллектива учителей;
- свобода творчества учащихся и учителей;
- сотрудничество педагогического коллектива;
- преемственность обучения.
Данные ценности определяют цели развития школы:
- обеспечение прав и свобод личности;
- создание условий для воспитания творческой, свободной личности, способной позитивно воздействовать на мир, жить в гармонии с миром и с самим собой;
- своевременно адаптироваться к изменениям, происходящим в мире;
- опора на особенности и склонности ребенка с целью их дальнейшего развития;
- усиление внимания, как к одаренным, так и к неуспевающим учащимся;
- снижение перегрузки учащихся и распределение учебной нагрузки в соответствии с индивидуальными способностями и задатками;
- разработка карты индивидуального развития учителей;
- реализация современных подходов к системе повышения квалификации, материального и морального стимулирования педагогов и учащихся;
- создание постоянно действующей системы информирования педагогов о передовом педагогическом опыте и новых педагогических технологиях;
- развитие сотрудничества школы, семьи и общественности в вопросах воспитания и образования детей.
В соответствии с этим образовательная программа школы - это целостная система мер по гуманизации обучения и воспитания школьников, учитывающая потребности обучаемых, их родителей, общественности, социума.
Принципы, перечисленные выше, лежат в основе построения программы, сориентированной на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей, на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика.
Воспринимая ребенка таким, каков он есть, со своими «слабыми» и «сильными» сторонами, но, ориентируясь на его индивидуальность, мы должны создать условия для самореализации этой личности, с одной стороны, с другой - предупредить развитие негативного в личности каждого школьника.
Настоящая программа определяет стратегию и развитие школы, и основные направления деятельности по ее реализации.
2. Паспорт программы развития муниципального общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 14 на 2010-2015 годы.
Наименование программы | Модернизация школьного образования в свете инновационных образовательных технологий и национально–регионального компонента |
Заказчик | Управляющий Совет школы |
Разработчики программы | Администрация школы. В разработке программы принимали участие педагогический коллектив, представители классных родительских комитетов, Управляющий Совет школы. |
Исполнители программы | Администрация, школьный коллектив (обучающиеся, родители, педагоги). |
Инновационная идея | • использование проектных и исследовательских методик, с целью организации научно-исследовательской деятельности школьников; • соединение возможностей основного и дополнительного образования, через реализацию программ « Здоровый образ жизни» и « Моя малая Родина»; • стимулирование педагогов к повышению своего профессионального уровня через участие в различных конкурсах.
|
Научно-методические основы разработки программы | В программе развития образования отмечается, что главная цель образования – целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого ученика достаточной для обеспечения его самореализации как личности. Реализация главной цели возможна через решение трех основных задач: 1. достижение уровня образованности, соответствующего возможностям учащегося, обеспечение дальнейшего развития его личности и возможности дальнейшего продолжения образования в различных его формах; 2. формирование у каждого учащегося опыта творческой и социальной активности в реализации своих способностей; 3. накопление опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях. Под уровнем образованности мы понимаем качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, коммуникативной и ценностно–ориентированной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Мы выделяем четыре уровня образованности, отличающиеся своими задачами, которые способна решать личность исходя из своего социального опыта: 1.грамотность; 2. информированность; 3. функциональная грамотность; 4. компетентность. Задача школы: 1.показать обучающимся сложность и динамичность мира, взаимосвязь личных и общественных интересов, показать всю сложность современной ситуации. 2. вселить уверенность в обучающихся, что любой ситуацией можно управлять и будущее целиком зависит от них. Необходимость разработки программы обусловлена тем, что без разработанной стратегии сложно будет доказать приоритетность образования и скоординировать разрозненные усилия всех заинтересованных лиц. Программа разработана с учетом социального заказа, особенностей путей развития муниципальной системы образования. |
Кем принята Программа | Педагогическим советом школы, протокол № 10 от 30.06.2010 |
С кем согласована Программа | с Центром развития образования муниципального образования Кущевский район |
Цель Программы
| Освоение новых образовательных технологий и широкое внедрение их в образовательный процесс с целью создания условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования и формирование у выпускника школы общих компетенций, необходимых для жизни в современном обществе. |
Задачи Программы
| 1.Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации школы в условиях сельского образования. 2.Определение оптимального содержания образования (обучения, воспитания и развития) обучающихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения. 3.Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития.
|
Приоритетные направления Программы развития | 1 Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности (Программа «Одаренные дети» и Положение о создании НОУ учащихся). 2.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни. ( Программа «Здоровый образ жизни» Приложение №2) 3. Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования (План работы по преемственности) 4. Повышение уровня профессионального мастерства учителя, стимулирование к самостоятельному осмыслению и решению своих профессиональных проблем (Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей) 5. Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, формирование понятия Родина в жизни человека, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами. ( Программа «Моя малая Родина») |
Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки достижений | Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию МОУ СОШ № 14 должна способствовать: – повышению качества образования обучающихся – успешному функционированию воспитательной системы школы – внедрению организационных механизмов мониторинга качественного образования – сохранению и улучшению здоровья обучающихся, их эффективному физическому развитию – повышению роли семьи в учебно-воспитательном процессе – саморазвитию и профессиональному совершенствованию членов педагогического коллектива. Произойдет модернизация системы управления школой: – развитие государственно–общественного управления школой; – создание системы педагогического мониторинга, как основы принятия управленческих решений; – повышение эффективности использования ресурсов; В ходе реализации Программы : – произойдет оптимизация структуры как основного так и дополнительного образования, что позволит выполнить социальный заказ; – произойдет расширение и осуществление инновационных процессов в школе, положительно влияющих на рост позитивной мотивации детей по отношению к образованию, осознанному выбору своей будущей профессии, а также более быстрой адаптации выпускника в современном обществе; – повысится стремление педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Будут созданы необходимые условия для развития воспитательных функций школы, увеличится охват обучающихся различными формами дополнительного образования. Школа всеми своими средствами будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышению роли семейного воспитания. Эффективность реализации Программы развития школы будет отслеживаться по следующим критериям и показателям: 1. повышение уровня профессионального мастерства учителя (в основе лежит Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей); 2. повышение качества образования: - рост мотивации обучения обучающихся; -рост результативности участия обучающихся в в различных олимпиадах и конкурсах на всех уровнях; - повышение уровня преподавания; -востребованность элективных курсов; -уровень сформированности общих компетенций обучающихся. 3. позитивная социализация обучающихся - устойчивая мотивация на здоровый образ жизни; -динамика состояния здоровья детей; -уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся; -уровень сформированности ценностных и духовно-нравственных основ личности.
|
Сроки реализации программы | сентябрь 2010 года –август 2015 года.
|
Этапы реализации программы | 1 этап Ориентировочный (2010 –2011 г.г.) Цель: Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации школьного образования. 2этап. Основной (2011- 2014 г.г.) Цель: Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. 3 этап Обобщающий (2014-2015 г.г.) Цель: Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы. |
Структура программы | Ценностные ориентации школы. Паспорт Программы развития школы. Информационная справка о школе. Проблемно–ориентированный анализ. Концепция развития школы. Этапы реализации Программы. Управление Программой. Смета на расходование средств, необходимых для реализации Программы. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации. |
Ресурсное обеспечение реализации Программы | Основными ресурсами для реализации Программы являются:
|
Источники финансирования | Выполнение программы обеспечивается за счет средств источников бюджетного и внебюджетного (доходы от земли) финансирования.
|
Порядок управления реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется директором школы и его заместителями, Управляющим Советом школы. |
3. Информационная справка о школе
3.1. Историческая справка о школе.
МОУ СОШ № 14 расположена по адресу: 352017, Краснодарский край, Кущевский район, село Полтавченское, улица Трудовая,3, тел. 8 861-68-49717
Школа основана в 1903 году, новое здание школы построено в 1967 году.
3.2. Общие сведения о школе и контингенте учащихся
В 2009-2010 учебном году в школе обучались 96 учащихся, из них 50 девочек и 46 мальчиков.
Класс | Количество учащихся | девочки | мальчики |
1 | 7 | 2 | 5 |
2 | 10 | 7 | 3 |
3 | 10 | 6 | 4 |
4 | 7 | 3 | 4 |
Итого по I ступени | 34 | 18 | 16 |
5 | 9 | 5 | 4 |
6 | 9 | 4 | 5 |
7 | 5 | 1 | 4 |
8 | 16 | 8 | 8 |
9 | 11 | 6 | 5 |
Итого по II ступени | 50 | 24 | 26 |
10 | 9 | 5 | 4 |
11 | 3 | 3 | 0 |
Итого по III ступени | 12 | 8 | 4 |
Всего по школе | 96 | 50 | 46 |
Контингент обучающихся составляют школьники с 1 по 11 класс:
- 1 ступень (1-4 классы) – 4 класса-комплекта
- 2 ступень (5-9 классы) – 5 классов-комплектов
- 3 ступень (10-11 классы) – 2 класса-комплекта.
3.3. Статистика основных показателей работы школы за последние три года
| 2007-08 уч. год | 2008-2009 уч. год | 2009-2010 уч. год |
Обучалось в начальной школе в основной школе в средней школе | 110 38 67 5 | 108 40 65 3 | 96 34 50 12 |
Закончили школу с аттестатом особого образца | 1
| 0 | 0 |
Закончили школу с золотой медалью | 0
| 0 | 0 |
Закончили школу с серебряной медалью | 0 | 0 | 0 |
Окончили учебный год на «5» в начальной школе в основной школе в средней школе | 35 1 3
| 2 2
| 2 1 1
|
Окончили учебный год на «4»и «5» в начальной школе в основной школе в средней школе |
37 15 19 3
|
37 15 22 0 |
40 16 21 3 |
Количество призеров краевой олимпиады | 0 | 0 | 1 |
3.4. Кадровые ресурсы
Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 20 педагогов, в их числе– 2 мужчин.
В школе работает социальный педагог.
· Отличников народного образования – 7.
· Почетных работников общего образования РФ – 1.
По стажу работы:
Пенсионеры - 8
Средний возраст педагогического коллектива 55 лет.
Кадровый потенциал образовательного учреждения
Кол-во педагогов по факту | Образование | Категории | Курсы повышения квалификации | Почетные звания, награды | |||||
|
|
|
|
|
| ||||
постоянных |
| Высшее | Н/высшее | Среднее специальное |
| 1 категория | 2 категория | ||
15 |
|
12
|
0
|
3
|
|
5
|
4
|
15
|
4
|
Из таблицы видно, что кадровый потенциал педагогического коллектива школы достаточно высокий.
Основную часть коллектива составляют учителя с недостаточным стремлением к саморазвитию.
3.5. Режим работы
Обучение проводится в одну смену. Режим работы школы - пятидневная учебная неделя в 1-8, 10 11-х классах, в 9 классе – шестидневная рабочая неделя. Продолжительность уроков в 1-х классах –35 минут, в 2-11 классах- 40 минут. Продолжительность перемен между уроками- 10 минут. После второго и третьего урока перемена 20 минут с целью организации горячего питания учащихся.
Вторая половина дня обеспечивает занятость учащихся по интересам: индивидуальные консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. Во внеурочное время работают кружки: «Умелые ручки», математический, экологический, драматический, «Основы православной культуры», спортивные секции по легкой атлетике, футболу, баскетболу, волейболу, черлидингу, в которых занимаются 75% учащихся, работают спортивные секции от ДЮСШ.
Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся: для первой и второй ступеней обучения - четыре раза в год по итогам четвертей, для третьей ступени обучения - два раза в год по итогам полугодий.
3.6.Материально-техническая база
Школа функционирует в здании постройки 1967 года. Здание 2-х этажное типовое, кирпичное.
В школе 12 оборудованных учебных кабинетов.
Библиотека обладает общим фондом 6030 книг, в том числе 930 - учебная литература, 2025 - методическая литература, 5100 - художественная литература, медиотека содержит 32 диска, 10 кассет с видеофильмами, имеет компьютер и принтер.
Компьютерный класс подключен к Интернету, имеет 8 компьютеров, мультимедийную установку, экран, сканер, принтер и многофункциональное устройство (принтер-сканер-ксерокс).
- комбинированная мастерская, спортивный зал
В школе имеется школьный автобус для подвоза детей на занятия из близлежащих хуторов.
Стадион, имеющий беговую дорожку, волейбольную площадку, футбольное поле.
Имеется оборудованная столовая.
3.7. Организация образовательного процесса
Учебный план школы создан на основе примерных учебных планов общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Краснодарского края, разработанных на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации №1312 от 9 марта 2004 года
Учебный план школы составлен с соблюдением санитарных требований, материально-технического обеспечения, с учетом условий, в которых находится школа на данный учебный год (кадры, желание учащихся, родителей, мнение и возможности педагогического коллектива, подвоз учащихся из четырех близлежащих хуторов).
Спецификой учебного плана школы является то, что в нем за счет регионального и школьного компонентов увеличено количество учебных часов, отводимых на изучение русского языка, математики, физкультуры, ОБЖ, кубановедения с 10 по 11 класс. Вопросы экологии рассматриваются при изучении курсов биологии, географии.
Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, гуманитарное, естественно-научное, физкультурно-спортивное.
3.8 Инновации в образовательной и воспитательной деятельности:
· Создание системы работы с одарёнными детьми .
· Введение в традицию школы ежегодное выявление «Ученика года» по результатам учебного года по номинациям: «Учеба», «Спорт», «Культура».
· Рейтинговая оценка профессиональной деятельности учителя.
3.9.Приоритетное направление деятельности учреждения.
1. Создание условий для оптимального развития детей с высоким творческим потенциалом, привлечение их к научно-исследовательской деятельности (Программа «Одаренные дети» и Положение о создании НОУ учащихся).
2.Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирования у школьников навыков организации здорового образа жизни. ( Программа «Здоровый образ жизни»)
(Приложение №2)
3. Выработка единых требований к развитию и обучению учащихся на всех ступенях школьного образования (План работы по преемственности)
4. Повышение уровня профессионального мастерства учителя (Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей)
5 Воспитание чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, формирование понятия Родина в жизни человека, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами.
( Программа «Моя малая Родина»)
Коллектив учителей ведет целенаправленную работу с одаренными детьми по разработанной и утверждённой программе «Одарённые дети»
В рамках этой программы в школе стали традиционными различные конкурсы, предметные олимпиады по физике, математике, биологии, русскому языку, химии, географии, обществознанию. Тематические выставки рисунков, интеллектуальные игры школьников. Лучшие ученики участвуют в районных олимпиадах. Принимаем активное участие в Международной игре-конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех» и Международный математический конкурс «Кенгуру – математика для всех».
Для развития творческой активности учащихся учителя – предметники имеют часы по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации.
В течение ряда лет учащиеся принимают активное участие в международных играх-конкурсах «Русский медвежонок» и « Кенгуру».
Коллектив учителей сосредотачивает внимание на следующих аспектах: глубоком усвоении содержания и методики новых программ и учебников; усилении развивающего начала в обучении; преодоление перегрузки учащихся; усиление практической направленности образования; овладении современными требованиями к анализу урока, соблюдение преемственности на всех ступенях обучения.
Администрация школы поддерживает учителей во всех начинаниях, оказывает помощь в творческом поиске, обеспечивает повышение квалификации.
Одним из основных направлений нашей деятельности является сохранение и укрепление здоровья учащихся, согласно программе «Здоровый образ жизни». Проблема здоровья детей занимает одно из главных место в воспитательной работе нашей школы. Необходимость введения этой программы заключается в следующем:
- Высокая заболеваемость учащихся;
- Интенсификация учебного процесса (возросла учебная нагрузка);
- Недостаточная осведомлённость родителей в вопросах сбережения здоровья детей;
- Низкая двигательная активность школьников.
Программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям:
-формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.
- разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.
- нормализация учебной нагрузки.
- повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
В школе система оздоровительной работы, включает в себя методическое, спортивно-оздоровительное, медицинское направления, образовательную и воспитательную область, ученическое самоуправление, мониторинг уровня физического здоровья учащихся, систематическую работу по охране труда и технике безопасности и работу комиссии по оздоровлению, по организации питания учащихся и контролю за санитарно-гигиеническими нормами и их соблюдением.
Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и нравственного воспитания учащихся.
Учащиеся добиваются хороших спортивных успехов во многих районных состязаниях.
Учащиеся Бондаренко Дмитрий, Коряка Андрей после 8 класса поступили в краевую спортивную школу-интернат.
Ежегодно команда школы принимает участие в военно-спортивной игре «Зарница» и в конкурсе «Безопасное колесо». .
Большое внимание уделяется воспитательной работе. Приоритетным является направление «Я гражданин », основная задача которого заключается в воспитании чувства долга и ответственности перед своим Отечеством, воспитание любви к земле, на которой родился, к людям, прославляющим свою Родину большими и малыми делами.
В школе созданы и работают детские организации: «Октябрята» для учащихся 1-3 классов, пионерская организация «Буран» для учащихся 4-7 классов и молодежная организация. Ежегодно ребята становятся участниками районных слётов детских организаций.
Большая работа ведется классными руководителями. Традиционными мероприятиями в нашей школе стали: День пионерии, День самоуправления, День матери, День здоровья, праздник «9 Мая», «Посвящение в Первоклассники», Последний звонок для выпускников школы, выпускные вечера.
Понимая и признавая роль детей в организаци… Продолжение »