3.10.Традициями школы являются:
• открытость образовательного процесса;
• уважение к личности ученика и педагога;
• стремление педагогического коллектива оказывать поддержку всем участникам образовательного процесса;
• создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;
• организация непрерывного образования учащихся;
• признание любых позитивных изменений в процессе и результатах деятельности в качестве достижений ученика;
• сохранение и передача педагогического опыта;
• ориентация на использование передовых инновационных педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения;
• активное включение выпускников школы в образовательный процесс.
3.11.Сотрудничество.
В своей деятельности школа тесно сотрудничает с различными общественными и государственными организациями такими как:
Ø районная газета « Вперед»;
Ø ДЮСШ
Ø районный краеведческий музей;
Ø КДЦ;
3.12.Характеристика социума школы.
Социум школы характеризуется следующими признаками:
Село Полтавченское расположено на северо-востоке Кущевского района. Удаленность от районного центра составляет 55 километров. Удаленность от краевого центра составляет 220 километров.
В селе в настоящее время проживает 1164 жителя. Проблема заключается в том, что в селе нет ни одного сельскохозяйственного предприятия, поэтому большая часть трудоспособного населения профессионально невостребованные, что составляет высокий уровень безработицы, часть из них работают вахтовым методом в Ростовской области, либо в фермерских хозяйствах. В основном люди живут за счет своего подсобного хозяйства. У части семей отсутствуют нормальные бытовые условия.
Большинство родителей ориентируют своих детей на получение среднего специального образования после окончания основной общей школы.
В селе значительное количество многодетных семей -18.
37 ребенка из 18 семей нуждаются в социальной защите, 1 ребенок воспитывается в семье опекуна, 22 семьи имеют низкий материальный достаток, 4 семьи воспитывают детей с ограниченными возможностями. Неблагополучных семей - 10, неполных семей -23 , в них детей воспитывает одна мать. Как правило, родители из таких семей мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей. Дети из таких семей учатся слабо, ведут аморальный образ жизни, допускают безнадзорность, курят и употребляют спиртные напитки, 2 учащихся состоят на внутришкольном контроле.
В селе отсутствуют центры для организованного досуга населения и занятия подростков во внеурочное время, кроме школы и КДЦ.
Отсюда вытекает одно из основных направлений работы – организация досуга учащихся через расширение сети кружков по интересам расширение сотрудничества с КДЦ, участие во всех мероприятиях села и района, организация работы с детьми «группы риска», что позволит снизить уровень правонарушений среди учащихся школы и повысить культурный уровень детей и молодежи.
На основе изучения социума школы, учитывая, что в микрорайоне нет других учреждений для детей, можем сделать вывод, что необходимо по максимуму привлечь учреждения дополнительного образования, чтобы обеспечить занятость детей по интересам
Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию.
4. Проблемно-ориентированный анализ
4.1. Результаты образовательного процесса
6 педагогов МОУ СОШ № 14, включая директора, являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению.
Для школы характерны следующие показатели образования учащихся: степень обученности учащихся за последние три года стабильно сохраняется на допустимом уровне, составляя по классам от 90% до 100%. Количество отличников составляет 9-10% от общего числа учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» -28%.
итоговая аттестация
11 класс
Учебный год | % успев | % качества | Получили медали, чел. | Получили справки, (чел) |
2008\2009 | не было класса |
|
|
|
2009\2010 | 100 | 33 | 0 | 0 |
9 класс
учебный год | % успеваемости | % качества | получили аттестат с отличием | оставлены на повторный год обучения |
2008-2009 | 100 | 36 | 0 | 0 |
2009-2010 | 90 | 45 | 0 | 1 |
4.2. Основные способы достижения результатов образовательного процесса
На протяжении ряда лет в школе реализовывалась комплексно-целевая программа освоения технологии концентрического обучения. Педагогическим коллективом школы накоплено немало методического материала по обучению учащихся по данной технологии, получены положительные результаты. В настоящее время ведущими педагогическими технологиями в школе являются информационно- компьютерная технология, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология.
Коллектив педагогов ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения.
В связи с этим учителя школы внедряют в практику работы технологию проектного обучения. Она расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер. Считаем, что использование проектной технологии позволило расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести:
• повышение уверенности учащихся в собственных силах;
• развитие позитивного образа себя и других;
• более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей;
• усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
• повышение умения адекватно оценивать себя;
• развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;
• обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи;
• развитие исследовательских способностей;
• развитие умения мыслить абстрактно.
4.3.Используемые в образовательном процессе школы педагогические технологии
Используемая технология | Определение технологии | Учителя-предметники |
Технология проблемного обучения | Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. |
Учитель истории Самофалова Л.А. |
Технология развивающего обучения | Система раннего интенсифицированного всестороннего развития личности. Развитие – появление новообразований в психике ребёнка, не связанных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. | учителя начальной школы |
Технология уровневой дифферен-циации | Уровневая дифференциация на основе учебных результатов с учётом способностей ребёнка, его интересов и мотивации к учению. | Учителя математики: Авраменко Н.И. Кириленко А.В. |
Новые информацион-ные технологии
| Варианты: - моно технология – всё обучение опирается на применение компьютера; - «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). |
Учитель информатики Мул Н.А. Учитель английского языка Фоменко О.П. |
Технология междисципли-нарного обучения |
Способ понимания мира как единого целого с его бесконечными взаимосвязями в ходе особого построения содержания обучения, в котором имеют место не отдельные факты и предметы, а обобщение и большие философские темы. |
учителя физики химии географии биологии |
Метод проектов | организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. | учителя технологии |
4.4. Проблемы школы и способы их решения
Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения (см. след. таблицу).
Проблемы | Способы решения |
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса | |
Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования | Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности |
Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать подготовку учащихся к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ | сотрудничество с областным центром тестирования, образование тест - классов, работа с родителями, прохождение курсовой подготовки учителями по подготовке к ЕГЭ |
Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения | Апробация и внедрение современных образовательных технологий |
Сложность апробации новых учебно-методических комплексов в виду отсутствия полного методического обеспечения | Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам |
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса | |
2.1.Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы | |
Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик | Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов |
Узко предметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты | Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита |
2.2.Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив | |
Унификация, как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика | Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения |
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности | Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения |
Знание - ориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся | Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками |
Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др. | Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни |
Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы | Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг |
Преобладание субъектно- объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика | Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика |
3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства | |
Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий | Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей |
Отсутствие необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся | Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников |
Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс | Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов |
4. Внедрение технологий здоровье сбережения и обеспечение медико-социально-психолого- педагогического сопровождения учащихся | |
Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников | Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровье сбережения |
Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровье сберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников | Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника |
5. Концепция развития школы.
5.1 Факторы развития школы.
Педагогическим коллективом школы за многие годы практической деятельности по обучению и воспитанию детей накоплен определенный опыт, позволяющий прогнозировать результативность образовательных услуг. При этом важен учет реальных механизмов достижения желаемого, которыми являются обозначенные выше направления развития школы как образовательного учреждения.
Учителя школы в настоящее время стоят перед необходимостью разрешения ряда противоречий, которые рассматриваются ими как факторы развития:
- между высоким профессиональным уровнем педагогов и неудовлетворенностью результатами профессиональной деятельности;
- между целью обучения и мотивацией учащихся к процессу обучения;
- между целями обучения и воспитания ребенка в семье и школе;
- между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников;
- между педагогическими целями преподавателей начальной и средней школы;
- между целями основной и старшей ступеней обучения;
- между высокой интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузкой учителей и недостаточным стимулированием их труда.
Названные противоречия рассматриваются педагогическим коллективом как объективные факторы развития. Но при этом существуют и субъективные факторы, которые также влияют на процесс развития. К таким факторам мы относим противоречия между существующими личностно-значимыми отношениями родителей и учителей школы и отсутствием механизмов упорядочения и оптимизации этих отношений в структуре управления школой и другое противоречие – между наличием современной системы повышения квалификации кадров, ориентированной на овладение целостной педагогической культурой, и необходимостью ее индивидуализации.
5.2. Роль школы
При формировании концепции будущего нашей школы, мы должны определить свою роль, то есть выяснить на какой социальный заказ необходимо ориентироваться и какие проблемы являются приоритетными.
При определении концепции развития нашей школы мы видим два основных направления:
1. реализация модернизации образования;
2. удовлетворение запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.
Процесс развития школы должен способствовать повышению ее конкурентоспособности, чтобы она стала привлекательной для всех участников образовательного процесса, чтобы могла обеспечить личностный рост учащихся и их подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
5.3Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы.
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
• государство (Россия, Краснодарский край, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;
• учащиеся;
• их родители;
• педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
• оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
• усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности;
• обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
• совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения
• информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
- качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
- интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
-формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
- сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся желают, чтобы в школе:
- было интересно учиться;
- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
- была возможность получить качественное среднее образование - имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
- создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития.
Таковыми являются:
- модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
- создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
- создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
- внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
Родительский заказ весьма дифференцирован (от полного отсутствия до требований высокого качества образования). В социальном плане школа объективно находится на передовой обеспечения социальной мобильности, содействуя проектированию будущего различных социальных слоев: рабочих, бизнесменов, интеллигенции.
Нельзя оставить без внимания и демографический фактор.
Микрорайон школы "стареет", численность учащихся существенно снижается. В последующие годы численность учащихся снизится. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит, школа должна быть "привлекательной " для родителей, учащихся.
Положительным в работе школы являются следующие моменты:
- система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;
- сформировано ученическое самоуправление;
-соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;
Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень - создание школы толерантности.
Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:
- недостаточная подготовленность педагогического коллектива к инновационным процессам;
- недостаточная материально - техническая база;
- низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе;
- самоустранение родителей от воспитания своих детей;
- сравнительно низкий показатель качества обучения по некоторым предметам.
Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их социализацию в современном обществе.
5.4. Основные положения концепции школы
1. Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса в школе должны быть ориентированы на:
• самопознание и саморазвитие учащихся;
• развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;
• формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;
• поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;
• развитие у учащихся волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.
Это предполагает переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуправление.
Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектного обучения.
2. Современная школа немыслима без педагогов, не ориентированных на достижение личных, профессиональных и иных качеств.
Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы. Поэтому задачей школы является поддержание мотивационной среды, которая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вносить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершенствовать свою психолого-педагогическую и предметную компетентность.
С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.
3. Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:
• внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у школьников стремления к успеху;
• профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива
Определяя свою концепцию развития школы, мы представляем, каким будет выпускник нашей школы.
5.5 Представление о выпускнике школы и качестве образовательного процесса
Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Присущие выпускнику качества базируются на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.
Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
• формируется личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;
• развиваются способности и вырабатывается готовность школьников к самообразованию и саморазвитию;
• в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира;
• не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.
Таким образом: развитие школы ориентируется на построение открытого
информационного образовательного пространства, которое будет способствовать становлению выпускника как компетентной и мобильной личности, способной быстро адаптироваться к окружающей его среде, найти свое применение в общественной и профессиональной деятельности.
6.Основные направления программных мероприятий
6.1 Сроки реализации программы: сентябрь 2010 года – август 2015 года.
6.2 Этапы реализации программы
1. Ориентировочный (2010-2011 гг.).
2. Основной этап (2011--2014 гг.).
3. Обобщающий (2014-2015 гг.).
6.3 Основные мероприятия по Программе развития.
1. Ориентировочный (2010-2011 гг.).
Цель: Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации школьного образования.
Задачи:
- аналитико- диагностический анализ деятельности школы;
- выявление проблем в деятельности школы;
- определение приоритетных направлений развития;
- изучение современных педагогических технологий с целью их
использования в образовательном и воспитательном процессе;
- разработка Программы развития школы;
- разработка предусмотренных Программой развития программ.
Основные мероприятия по реализации Программы развития на I этапе
№ п/п | Мероприятия | Срок | Исполнитель | результат |
1 | Организация социального опроса, позво… Продолжение » |
|