На МБОУ СОШ №14


 Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования ( ООП НОО)

 

Образовательная программа М БОУ № 14 (далее – ОП) разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  Закон РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992г. №3266-I (с изменениями и дополнениями  от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.)

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Устав МБОУ № 14

     Правила внутреннего распорядка МБОУ №14

    Адресность ОП

Программа адресована участникам образовательного процесса МБОУ СОШ №14, к числу которых относятся:

  • Педагоги начальной школы;
  • Родители обучающихся 1-4 классов;
  • Дети, школьного возраста, принятые в  1 – 4 класс МБОУ СОШ №14
  • Представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных органов ОУ.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении об Управляющем совете и т.д.)

   Целями ОП являются:

  1. 1.     Создание условий для реализации личностного ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.

2.Формирование у обучающихся опыта самореализации, индивидуального и коллективного действия, на основе которых осуществляется личностное и  социальное самоопределение  и развитие младших школьников

 Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

- предоставление равных возможностей для получения начального общего образования

- открытость образовательного пространства

 - первостепенность интересов обучающихся

             - свобода выбора для обучающихся

Условия реализации программы

Организационно-педагогические условия

Режим работы

В начальной школе режим 5-дневной учебной недели. Начало уроков – в 08.30 часов в первую смену.  Продолжительность урока 35 минут – в 1 классах ,40 минут во 2-4 классах. Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует максимально допустимой нагрузке учащихся при 5-дневной учебной неделе. Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматива. Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние и летние). В 1 классе проводятся дополнительные каникулы.

Наполняемость классов

Средняя наполняемость классов – 10 человек,

Продолжительность обучения: 4 года.

Организация образовательной деятельности

Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.

Реализуемые программы

«Школа России»

 

Учебно-методическое обеспечение

   В образовательном процессе используются учебники и методические комплекты для  реализации задач  ООП, рекомендованные или допущенные Министерством Образования Российской Федерации. (УМК « Школа России»)

 

Финансовые условия реализации программы

  Структура и объём финансирования реализации ООП осуществляется на основе принципа нормативного подушевого финансирования. Используется как бюджетное финансирование, так и внебюджетные средства.

Материально-технические условия

  Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно-кабинетной системы в соответствии с учебным планом, основными нормами техники безопасности и санитарно-гигиеническими правилами.

    Кабинеты начальных классов имеют необходимый методический и дидактический материал, в том числе и технические средства обучения, позволяющие полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс.

В актовом зале организуются и проводятся культурно-массовые мероприятия, общешкольные собрания.

        Спортивный зал оснащён спортивным инвентарём для проведения уроков физической культуры у обучающихся начальной школы.

           Медицинский кабинет располагает необходимым оборудованием и медицинскими препаратами для оказания первой медицинской помощи, проведения системы профилактических мероприятий, вакцинации, медицинского осмотра учащихся.

           Обучающиеся обеспечены  горячим питанием в столовой.

Кадровые условия реализации ООП НОО  включают:  

-        описание управленческого, педагогического, обслуживающего персонала, работающих в начальной школе образовательного  учреждения и их квалификации с основными функциональными обязанностями;

-        непрерывность профессионального  развития педагогических работников  образовательного  учреждения и обеспечение повышения квалификации педагогов и преподавателей.

Предлагается следующая   табличная форма описания кадрового потенциала основной образовательной  программы.

 Кадровый потенциал образовательной  программы начальной школы

 

п/п

Специалисты

Функции (примерные)

Количество специалистов с высшей, первой категорией

1.

Учитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

Первой категории – 1 чел.

Второй категории-  2 чел.

2.

Классный руководитель

Осуществляет индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса. Организует работу по формированию Портфолио обучающихся

4 чел.

3.

Вожатый

Отвечает за организацию внеучебных видов  деятельности  младших  школьников во внеурочное время.

1чел.

4.

Библиотекарь

 

Обеспечивает доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности обучающихся путем  обучения поиску, анализу, оценке и обработке  информации.

Обеспечивает выдачу книг в библиотеке.

 

1 чел.

5.

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию  вариативной части ООП НОО

1 чел.

6.

Административный персонал.

 

 

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу.

 

Первой категории- 3чел

7.

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья  учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1 чел.

 

 

         Образовательно-развивающая среда

 

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, села и т.д.

ОП отражает стратегию развития образования   школы и строится на следующих принципах:

  • ориентация школьного образования на достижение выпускниками                4 класса требований стандарта начального общего образования
  • реализация права каждого ребенка на качественное образование, с учетом его способностей, уровня развития, прилежания;
  • преемственность со ступенями дошкольного и  основного общего образования.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста(от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования,  формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

• личностные результаты — готовность и способность  обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные  качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении  целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной  образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской  деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, ) для  приобретения опыта реального управления и действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz